«ТК» продолжает публиковать отрывки из книги «Маргаритъ» по просьбе Николая Сальникова. Он является старостой прихода кировградского храма во имя Владимирской иконы Божией Матери. На этот раз речь пойдет о посте. О том, в чем именно состоит пост по учению святых отцов и какие есть способы приучения себя к нему.
«Пост, – определяет св. Лествичник, – есть принуждение естеству и отсечение услаждающего гортань (Сл. 14, №33). Надлежащий пост, по учению преп. Фалассия, есть то, когда едим мало, употребляем простую пищу и удаляемся человекоугодия. Постись до самого вечера, – узаконивает св. отец, – не пресыщайся потом, чтоб не созидать опять того, что разрушаешь. Не пей вина, но не пресыщайся и водою, иначе тоже вещество доставляешь блуду» (Христ. чтен. 1822 г., ч. 6, стр. 291).
Из этого открывается, что пост в деятельном благочестии есть непрерывное, никогда неослабное, но постепенное и благоразумное умерщвление самых вопиющих потребностей нашего бренного естества!
Чтобы благочестивый христианин приучил себя к такому непрерывному посту, для этого св. отцы – подвижники предлагают следующие способы:
1. Наблюдать благоразумную постепенность в выборе и в количестве снедей. «Когда душа наша вожделевает разных снедей, – рассуждает св. Лествичник, – тогда требует она свойственного естеству. Поэтому против ухищренного врага употребим и мы хитрость; в противном случае предстоит нам самая тяжкая брань, или падение.
Будем устранять от себя сперва утучняющие, потом разжигающие, а после уже и услаждающие снеди. Если можно, – давай чреву своему пищу сытую и удобоваримую, чтобы насыщением удовлетворить ненасытной его алчности, а при скором переваривании, как от бича избавиться нам от разжения.
Если обратим внимание, то найдем, что большая часть снедей, надмевающих чрево, возбуждает в теле сильнейшие движения» (Сл. 14, №12). «За обедом ешь довольно, за ужином повоздержись», – советует наш отечественный подвижник, затворник Серафим (См. сказание о жизни его, стр. 88). «Принимать пищу можно и дважды в день, – дозволяет Великий Варсануфий – вкушай её благочинно и со страхом Божьим, и – без сомнения, не будешь осужден. Сие значит, что ничего не должно вкушать по похоти, но когда имеешь, чего требует естество, и притом так, чтобы после пищи и питья чувствовать позыв на пищу» (В отв. 508). Это довольство без излишества – начало святого поста.
2. Сообразовать пост с телесными силами. «Воздержание для каждого должно быть определяемо по его телесной силе, – узаконивает Василий Великий, – чтобы не останавливаться на том, что ниже силы, какая есть в человеке, и не простираться до того, что выше силы» (Твор. св. отц. 1847г, гл. 4, стр. 397).
Если, получив достаточную пищу, тело не может послужить «в трудах благочестия, – говорит преп. Иоанн Провидец, – а не напитав его, боишься немощи, то держись среднего, не восходя слишком высоко, и не спускаясь слишком низко, и исполнится Писание, которое говорить: не уклонися ни на десно, ни на шуе (Притч.4:27).
Давай телу несколько менее против требования его: ибо путь отеческий состоит в том, чтобы вообще в пребывании своем не отягощаться ни питием, ни пищей» (Варсонуф. В. в отв. 139).
«Делить по силе своей», – объясняет вообще Великий Варсануфий, – значит употреблять нисколько менее надлежащего и пищи, и пития, и сна» (В отв. 84). Но насколько именно должно сокращать прием обыкновенной пищи? И это определяет преп. Иоанн Провидец: «Всякий должен определить себе меру как в вареной пище, так в вине и вообще в питии, например: если кто-нибудь постоянно пьет воды по три чаши в день и ест по одной литре (3/4 фунта) хлеба, то должен из трех чаш отказать себе в половине одной, и в пище также, вместо целой литры, употребить литру без одной унции» (В отв.83). Так приучался к посту блаж. Досифей, именно: сократив обыкновенный очень достаточный прием пищи восьмою долею, а пития – шестою, он употреблял эту сокращенную порцию до тех пор, пока привыкал к ней и находил себя совершенно довольным оною; потом опять сокращал в прежней пропорции, и – привыкал; пока наконец остановился на 1/4 фунта хлеба (См. предисловие в поучении преп. Дорофея).
3. Усиливать обычное воздержание, при возбуждении плотских страстей. «Когда страсть высится, – преп. Ефрем, – тогда да будет усилен божественный глад, т. е. пост; но да соразмеряется оный с силами объемлемого страстью: потому что такую страсть исцелит только продолжительный труд» (Твор. св. отц. 1850г, стр. 140). «Когда борет тебя страсть чревоугодия, – предостерегает преп. Иоанн Провидец, – то всеми силами подвизайся Бога ради не давать телу столько, сколько оно требует» (Варсонуф. В. в отв.499). Именно: «когда чувствуешь брань, должен уменьшить количество пищи на одну унцию, и в питии также ограничить себя» (В отв. 85).
4. Избегать чрезмерного расслабляющего поста, – даже во время плотской брани. «Остерегайся, – предостерегает преп. Исаак, – чтобы не изнемогло слишком тело твое, и от того не усилилось против тебя нерадение, и не охладило душу твою. Всякому надлежит как бы на весах взвешивать житие свое. В то время, когда насыщаешься, остерегайся давать себе и в малом свободу. Да будет целомудренно сидение твое во время удовлетворения потребностей. Наипаче же, во время сна своего будь целомудрен и чист, и строго наблюдай не только за помыслами, но и за членами своими» (В сл. 40, стр. 208).
«До крайности простертый пост, и пресыщение пищей предосудительны, – говорить преп. Ефрем; – потому что и далеко простертое воздержание, и наполнение себя пищей одинаково худы. Посему должно в меру все срастворять, чтобы совершенно неумеренностью не поколебать ревности. В плотском воспламенении не всякое движение происходит от злокозненности демона; но бывает иногда, что при крайнем воздержании происходит движение, когда сухие и горячие дыхания возбуждают естество; так признано искуснейшими испытателями естества. Посему должно в меру срастворять тело принятием пищи, чтобы при совершенной неумеренности подвижнику не терпеть насилий от движений плоти» (Твор. св. отц. 1850г, стр. 142).
«Коварные демоны, – уверяет преп. Исидор Пелусиот, – внушают не только чревоугодие, но и чрезмерные посты: ибо они знают, что ненасыщенный или падет в гордость от мысли, что он совершеннее сподвижников своих, или так расслабнет телом, что будет бесполезен и для себя, и для других; и когда болезнь от времени усилится, то отпадет от веры, предастся отчаянию и начнет богохульствовать» (Христ. чтен. 1844 г., ч.1, стр. 37).
Продолжение следует…
Использованы материалы сайта Азбука.ру
Необходимость и значение поста в деятельном христианском благочестии
Гибельные следствия чревоугодия в нравственном отношении
Вступайте в наши группы, будьте в курсе событий:
Подписывайтесь на наш канал в телеграмм https://t.me/tksminews
Свежие комментарии