Об осуждении и злословии сегодня пойдет речь. «ТК» продолжает публиковать отрывки из книги «МАРГАРИТЪ». Николай Сальников, староста кировградского храма во имя Владимирской иконы Божией Матери, привез её от монахов с горы Афон.
Никого не должно осуждать, и нас не осудит Господь, по слову Его: не судите и не судимы будете (Мф.7:1). Пример неосуждения показал сам праведный Судья наш Господь: когда приведена была к Нему явная грешница, упоминаемая во св.
Евангелии, то и ее Он не осудил.Осуждая кого-либо, мы делаемся виновными в его грехе, берем на себя его грех. Имея свое тяжкое греховное бремя, зачем увеличивать оное чужими грехами, что нам за дело до других? Кто в грехе, тот и в ответе; и как часто мы ошибаемся, а враг, пользуясь нашею склонностью к осуждению ближних, увеличивает в глазах наших чужие грехи, а наши скрывает от нас, поэтому св. Ефрем Сирин прекрасно говорит в молитве своей: Господи, даруй ми зртети мои согрешения и не осуждать брата моего.
Кто осуждает других, то пусть знает, что он уже осужден Богом, ибо уста его, изрыгающие осуждение, смрадны и мерзки пред Богом, он есть противник Божий – антихрист, ибо дерзнул присвоить себе право суда, принадлежащее единому Господу – Судьи живых и мертвых.
Не должен ты похищать чести Единородного Сына Божия, Ему единому престол суда определен. Какая польза от того, что мы воздерживаемся от мяса и рыб, когда друг друга угрызаем и снедаем? Угрызает же и снедает ближнего плоть всякий клеветник и поноситель. Не только поносить ближнего, но и других поносящих его слушать не должно. – Хотя бы мы пепел ели, то и столь строгое житие никакой пользы нам не принесет, если мы не воздержимся от поношений, ибо не входящее в уста сквернит человека, но исходящее из уст.
Клеветник и поноситель часто печалится, боится, раскаивается и сам свой язык угрызает, опасаясь дабы иногда объявленное слово великой не нанесло ему беды; а воздерживающийся от клеветы всегда в великом спокойствии и веселье живет. Клеветники подобны мухам; как мухи летят на чужие раны, так и клеветники выискивают чужих погрешностей, чтобы разносить оные. Не одни только стрелы уязвляют человека, поносительные слова жесточайшие делают ему еще раны, нежели стрелы. Кто любить клевету, тот служит дьяволу.
Не должны мы озлобляться на тех, которые нас утесняют и клевещут на нас, но должны все терпеливо сносить, ведая, что Господь не презрит нас, по реченному Им: Мне отмщение Аз воздам (Рим.12:19). Если кто и справедливо употребит злоречие, то правда его исполнена неправды. Если Моисея одно слово лишило земли обетования, то тем паче лишит нас царствия наш изощренный и напряженный язык.
Не пренебрегай осуждением как чем-то малым, злоречивых Апостол предал одному осуждению с убийцами (1Кор.6:9–10). Как две лепты могли даровать душе спасение, так два злоречивых слова могут погубить душу. Святой огнь попалил двести освященных иереев. Святы они были в делах своих, но осквернились словами. И если такие мужи попалены огнем, то можешь ли ты говорить дерзко? Если члены свои хранишь чистыми от блуда, то и уста свои береги от злословия. Уста не могут любодействовать, но могут лгать и клеветать.
Если один член твой чисть от греха, а другой умерщвлен грехом, то этот умерщвленный грехом член причинит тебе смерть, посему загради слух свой двойною дверью, чтоб не нашло в него доступа злословие. Не думай, что злословие, как бы ни было оно мало и неважно, не погубить тебя.
Блаженный Апостол на ряду ставит убийц и злоречивых, сребролюбцев и прелюбодеев, говоря, что они царствия Божия не наследуют (1Кор.6:9–10). Всем им равный вес дал Апостол на весах правды Божьей. Если лукавый внушает тебе посмеяться под видом любви, то размысли, что и Хам, веселясь посмеялся, и в наследие себе получил проклятие.
Кто посмеивается над произведением, тот посмеивается над самим художником. Ругаяйся человеку раздражаешь Сотворившего его (Притч.17:5). Кто посмеивается над созданием Всеведущего, тот сам того не разумея посмеивается над Творцом. Бойтесь грешных слов, потому что и слова вменяются в дела.
Злоречивого молитва, пост и милостыня, – мерзость пред Богом, потому что не чисто совершается. Чем честнейшее и высшее есть лицо поносимое, как учит св. Тихон, тем поношающим больший грех. Когда начальник осуждается и злословится, тогда уменьшается ему почтение от подчиненных, и от того последует презрение, от презрения непослушание, всякое нестроение и замешательство в обществе.
Должно удаляться от злоречивых, как от заразительной чумы, ибо часто бывает, что злоречивыми устами составляется неправильное мнение, они судят и злословят неповинных, или Богом оправданных покаявшихся грешных, за таковых сугубый ответ дадут праведному Судье, а неправедно судимых ублажает св. Евангелие (Мф.5:11).
Св. Златоуст осуждающих н злоречивых устрашает судом Божьим, говоря о сем так: хотя бы никакого другого не делали они беззакония, сие едино могло бы их ввергнуть в геенскую бездну, что они, тяжких бревен в очах своих не чувствуя, строгий всегда производят суд над погрешностями чужими, и целую жизнь иждивают в любопытном пересматривании и пересуживании чужих дел, не рассуждая того, что грозит Христос: им же судом судите, судят вам: и в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф.7:2).
Хотя бы ты, осуждая ближнего, и праведное что на него говорил, и, хотя бы известное дело его порочил, однако и за то не избежишь наказания, ибо не по делам его, но по словам твоим будет судить тебя Бог, глаголет бо Он: от словес твоих осудитися. Фарисей праведное и всем известное говорил, однако и за то подвергся порицанию. – Если же известных дел на обличение других не должно говорить, то тем более сомнительных.
Блаженным и преблаженным именует св. Ефрем Сирин того, кто не повредил языка своего злословием, языком не осквернил сердца и ума. Кто не склонен к злословию, тот избег братоубийства, кто не отравил ушей и языка злоречием, тот исполнен любви, у того уста благоухают плодами св. Духа.
Продолжение следует…
Использованы материалы сайта АЗБУКА.РУ
Свежие комментарии