На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Твой континент

172 подписчика

Свежие комментарии

  • Наталья Середа
    Какую чушь пишут! И ведь кто то поведется! "Квашеные овощи с большим содержанием соли" их в природе не существует, по...Диетолог предупре...
  • АЛЕКСАНДР Крымский
    Идиоты вспомните борьбу горбатого иуды.В России предложи...
  • АЛЕКСАНДР Крымский
    Ешьте овсянку она полезна для здоровья.Солянку, грибной ...

О скорбях. Их полезности и необходимости

«ТК» продолжает разговор с читателем о скорбях. Их полезности и необходимости. По просьбе Николая Сальникова, старосты прихода кировградского храма во имя Владимирской иконы Божией Матери, редакция публикует отрывки из книги «Маргаритъ».

О скорбях. Продолжение

Умножение скорбей, как сказал один из подвижников, есть доказательство, что молитва наша услышана Господом.

Скорбь приближает человека к Богу и спасению по реченному: призови мя в день скорби твоея, изму тя, и прославиши мя? (Пс.49:15) Не сказал Господь, призови мя в день веселья твоего, хотя и всегда мы должны призывать Его, ибо ведает Он, Всеведующий, что в дни веселья мы менее способны к восприятию божественного утешения. Должно христианину всякий день иметь упование, радость и чаяние будущего царства и избавления и говорить: если я не избавлен сегодня, буду избавлен на утро. Если не будет у человека пред очами радости и надежды, что примет избавление и жизнь вечную, то не возможет он стерпеть скорбей. Скорбь, исповеданная духовному руководителю, утоляется тем самым.

Господь во время лютых скорбей в Гефсиманском вертограде, молившись к Отцу Своему небесному, научил нас словом и примером Своим прибегать в скорби с молитвою к Нему, Утешителю души истинному, кроме Его ни в ком и ни в чем не найдем мы утешения.

Всякая душа, как говорит св. Ефрем Сирин, желающая благоугодить Богу, прежде всего да сохраняет мужественно терпение и упование; ибо Бог не попускает душе, уповающей на Него и терпеливой, быть искушенной в такой мере, чтобы дойти ей до отчаяния и впасть в такие искушения и скорби, которых не может она перенести: верен же Бог иже не оставит вас искуситися, паче еже можете; но сотворит со искушением, и избытие, яко возмощи вам понести (Кор.10:15). Лукавый не в такой мере искушает душу, и подавляет ее скорбью, в какой хочет, но в какой попущено ему Богом. Душа, перенося мужественно скорби, да уповает твердо на Бога, ожидая от него помощи и заступления, и невозможно, чтобы она была оставлена. Напротив того, чем более подвизается душа, прибегая к Богу с верою и надеждою, несомненно ожидая от Него помощи и избавления, тем скорее избавит ее Господь от всякой скорби.

Благодушное терпение скорбей, это целительный бальзам, небесное врачевство, при сем должно рассуждать, что приключившуюся скорбь всячески неизбежно вытерпеть; но кто несет это бремя с ропотом, то оное делается более и более тяжким, а кто благодарит Бога, считая себя достойным даже большего наказания, таковому облегчается бремя скорбей, по реченному Спасителем нашим: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф.11:30).

Самоукорение или обвинение себя много способствует к благодушному перенесению скорбей, оно, как и всякая добродетель трудно лишь в начале, а когда душа получит к нему навык, то делается оно желательным для неё, опорою её и великим духовным утешением. Несомненно должно веровать, что все, бываемое с нами по воле Божьей, служит к благу нашему, мысль эта утвердит нас в благодатном терпении.

Скорби служат очищением грехов, иногда и таких, о коих мы даже забыли. Посему горе нам, вечное горе, если, проведя жизнь в грехах, явимся на вселенском суде Божьем, не очищенные покаянием и скорбями, тогда весь свет увидит духовную нашу наготу, ангелы Божьи и сонм святых возгнушаются нами, николи же знах вас (Мф.7:23), скажет нам Господь. Блаженны те, кои здесь понесут наказания за грехи свои. Судими же от Господа наказуемся, да не с миром осу-димся (Кор.11:32).

Если находишься, говорит Святитель Тихон, в долговременной болезни, и имеешь какое-либо утешение от служащих тебе, посмотри на тех, которые внутри терпят скорбь и печаль, снаружи ранами покрыты, и не имеют, кто бы им послужил, накормил, напоил, поднял, омыл раны, и терпят. Если ты в изгнании, приведи на ум заключенных, которые в кандалах, в рубищах, от дома и отечества удалены, всякий день биения и раны принимают, днем на тяжкой работе, ночью заключены в нечистых и смрадных темницах и без всякого утешения находятся, им смерть приятнее жизни. Если терпишь нищету, помысли о тех, которые прежде были богаты и славны, и дошли до того, что ни себя, ни семейство, не имеют чем питать, одеть, где главу преклонить, скитаются по чужим дворам, обремененные долгами, отовсюду в тесноте, в печали, в скорби, как в печи горят. Посмотри на бедняков, полунагих, больных, с которых подати и оброки требуются. Снизойди умом во ад, и рассуди, как бедные осужденные мучатся, которые, если бы можно было, желали бы здесь до скончания мира в огне гореть, только бы от вечного огня освободиться.

Возведи умные очи в селения небесные, из живущих там ни одного не сыщется, кто бы не путем терпения пришел туда, ибо как сказано: многими скорбями подобает внити в царствие небесное. Св. Златоуст говорить, что терпение душу от волнения и злых духов освобождает, и в тихое пристанище поставляет. Терпение бедствий, милостыню и многие другие добродетели превосходит. Нет ничего равного терпению. Также Св. Златоуст говорит, что скорбь удерживает нас от пристрастия к настоящему миру, мы благодушно ожидаем смерти, и не бываем привязаны к благам телесным, а в том и состоит важнейшая часть любомудрия, чтобы не быть привязанным и пристрастным к настоящей жизни. Душа чуждая скорби волнуется, мятется, надмевается; напротив, душа, чуждая удовольствий и ни чем не расслабляемая, вся сосредоточивается в самой себе; эта бывает мужественною, а та детски слабою, эта основательною, а та легкомысленною. От множества удовольствий у нас бывает много грехов, в чем может убедиться всякий. Не такова душа, живущая в скорби и воздержании, она далека от всего этого.

Итак, скорби есть дар Божий, и дар великий, ибо за временное терпение сподобляется наследия неизреченных и вечных небесных благ; так благоизволил Всеблагой Господь, Сам понесший лютейшие скорби, Он был безгрешен, и претерпел такие страдания, подобных коим нет в летописях человеческих, а мы грешные терпим за грехи наши, и тем не только что очищаемся от них; но по благодати Божьей сподобляемся быть наследниками тех благ о коих сказал сподобившийся видения их: око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его.

Продолжение следует…

Использованы материалы сайта Азбука.ру 

О пользе и необходимости скорбей  

О хульных и прочих злых помыслах

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх