На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Твой континент

172 подписчика

Свежие комментарии

  • Наталья Середа
    Какую чушь пишут! И ведь кто то поведется! "Квашеные овощи с большим содержанием соли" их в природе не существует, по...Диетолог предупре...
  • АЛЕКСАНДР Крымский
    Идиоты вспомните борьбу горбатого иуды.В России предложи...
  • АЛЕКСАНДР Крымский
    Ешьте овсянку она полезна для здоровья.Солянку, грибной ...

О гневе, раздражительности и памятозлобии

«ТК» продолжает публикацию отрывков из книги «Маргаритъ». Николай Сальников привез её из монастыря на горе Афон (Греция). По его просьбе мы начали серию материалов о вере в Бога. Сам Николай Семенович является старостой прихода кировградского храма во имя Владимирской Иконы Божией Матери.

О гневе, раздражительности и памятозлобии

Гневливый, как говорит Св.

 Ефрем Сирин, губит душу свою, всю жизнь приводит в смятение, чужд тишины и мира, далек от здравия, тело его истаивает, душа скорбит, плоть увядает, лицо покрывается бледностью, мысли и слова безумные льются рекой, и всем он ненавистен. Что яд аспидов, то раздражительность и памятозлобие.

Лют змей и василиск, но гораздо злее их гнев; когда увидим змею, то бежим от неё, дабы не ужалила, а гневу, исполненному смертоносного яда, позволяем оставаться в сердце своем! Если змея ползет к тебе в недро, трепет объемлет все члены твои, а сердце твое вертеп, наполненный василисками! Боишься ужаления змеи и угрызения скорпиона, а не боишься угрызения гнева, не страшно тебе жало вражды? Если не терпишь сих лютых пресмыкающихся, то для чего терпишь в себе тех, которые их злее, терпишь гнев, который злее василиска, терпишь вражду, которая злее змеи. За необдуманное слово, сказанное по внушению духа злобы, широко растворяешь ты двери гневу, чтобы вошел и поселился он в душе твоей. Когда ярость как бешеный пес в тебе лает и изрыгает свою слюну, ты вместо камня брось в нее миром и запрети гневу лаять.

Гони злобу ясностью чела своего, кажись веселым, а не досаждающим, и воспрепятствуешь гневу погубить две души. Злобному, говорит Святитель Тихон, самая злоба его есть наказание, в сердце злобного человека адское мучение. Люди злобные темнеют и иссыхают.

О лютая страсть, когда в начале не пресечется, великие беды делает, как огонь усилившийся многие дома поедает. Сколько ни есть в мире бед, напастей и зол, всему тому злоба причиною. Горе миру от злобы, но большее горе самому злобствующему! ибо ненавидяй брата своего человекоубийца есть (1Ин.3:15).

Что может быть ужаснее злобы? Ибо дьявол именуется духом злобы? Злобный носить на себе адскую печать сию.

Имеющие взаимную любовь наименованы возлюбленными учениками Христовыми, а противоположно сему пребывающие в злобе есть чада тьмы, порождение ехиднино. Когда Св. Паисий Великий, сподобившийся явления Господа, просил освободить его от гнева, то Спаситель сказал ему: аще хощеши победити гнев и ярость купно, нечесоже возжелай, ни возненавиди кого, ни уничижи.

В Св. Евангелии сказано, что кто назовет брата своего уродом, повинен геене огненной (Мф.5:22), то что же сказать о злобствующих на ближних своих?

Сердце, исполненное гнева, подобно котлу кипящему; очи как искры краснеют и сверкают, жилы надымаются, подымаются брови и волосы, зубы скрежещут, уста источают пену, голова кивает, крутится, вертится, руки и ноги тоже, лице помрачается: словом сказать, в гневе весь человек изменяется, весь вид бесовскому бывает подобен.

Если тело от гнева так безобразно, что же внутрь сердца бывает. Как мерзка и безобразна душа гневающегося, словом изобразить нельзя. Надо непрестанно воздыхать и молиться Богу, чтобы сердце наше, так люто испорченное, исправил Он и обновил. Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Пс.50:12).

Начало гнева самолюбие, самолюбец во всем ищет исполнения желаний своих, и встречая препятствие, смущается, печалится и гневается, и ищет отмстить. Гнев обращается в злобу и памятозлобие, когда долго удерживается в сердце.

Многие из злобных посты хранят, но подобного себе готовы живого пожрать. Многие среды и пятки ничего не едят, но от злобы и одну минуту воздержаться не хотят.

У злобных яд злобы сокровен в сердце, различные хитрости тайным образом соплетаются на того, на кого злобятся. Ничто человека не губит так, как злоба, какие бы не имел он добродетели, все их погубляет злоба. И то бывает, что в ров, который злобные изрывают ближнему, сами впадают, и сбывается на них псаломское слово: раз изры и ископа и падаешь в яму, юже содела, обратится болезнь на главу его, и на верх его неправда его снидет (Пс.7:16,17).

Имеющий на кого-либо злобу отлучается от приобщения Св. Христовых Таин, дотоле пока не примирится. Тяжко умереть, имея в себе чувство злобы, душа такового связана будет узами этого лютого греха, и не узрит лица Божьего. Имея в сердце злобу, как можем мы читать молитву Господню: Отче наш, в коей говорится «и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим», какое же прощение нам от Бога, если мы сами не прощаем ближнему своему. Иные говорят, что они не виноваты в произошедшей ссоре; но хотя бы и действительно так было, то и виноватый и невиноватый должны позаботиться о примирении по слову Апостольскому: да не зайдет солнце во гневе вашем: когда невиноватый первый позаботится о примирении, то получает великую от Бога награду, как сказано в Св. Евангелии: блажени миротворцы, яко тие сынове Божие нарекутся.

Человек злобный никому не хочет ни в чем уступить, но всеми мерами старается погубить того, на кого злобствует, но чрез это он против самого себя изощряет меч, и гораздо большими себя, нежели ближнего уязвляет ранами. Такая вещь есть злоба, говорит Св. Иоанн Златоуст, что она никаким словом или делом исправиться не может, но всегда свой яд в себе содержит, и ничто так безумными не делает людей, как злоба (Бес. 41).

Кто имеет злобу в сердце своем, то никакие его добродетели не угодны Богу, и молитва его не доходит до Бога, по реченному в Св. Евангелии: егда стоите молящееся, отпущайте, аще что имате на кого, да и Отец ваш, иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша. Аще же вы не отпущаете, ни Отец ваш, иже есть на небесех, отпустит вам согрешений ваших (Мк.11:25,26).

Продолжение следует…

Использованы материалы сайта Азбука.ру 

О зависти 

Об осуждении и злословии 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх